Московская железная дорога

Московская железная дорога

Московская железная дорога — филиал акционерного общества "Российские железные дороги". Работает на территории Центрального федерального округа, занимаясь перевозкой грузов и пассажиров. Ежегодно перевозит более 770 миллионов пассажиров и 72 миллионов тонн грузов.

В состав МЖД также две кольцевые линии столицы, это Малое центральное кольцо и Московские центральные диаметры, которые созданы на базе существующей ее инфраструктуры.

МЖД постоянно совершенствуется, расширяя свои возможности и предоставляя своим клиентам большой спектр услуг.

О МЖД

Первоначально носила наименование Московско-Курско-Донбасская железная дорога и только в 1966 году, через 7 лет после образования, получила название Московская железная дорога, под которым работает в настоящее время.

Протяженность магистрали более 13 тысяч километров и на ней работает более 60 тысячи работников, средняя заработная плата которых составляет чуть более 60 тысячи рублей в месяц. Это меньше средней зарплаты по Москве, но далеко не все сотрудники МЖД проживают в столице, таким образом у большинства зарплата может даже превышать средний размер зарплаты по региону проживания.

Ежедневно на полигоне дороги отправляется более 300 пассажирских поездов, около 1000 грузовых и 3000 пригородных составов. Среди них современные «Ласточки», «Иволги», «Спутники», «Стрижи», аэроэкспрессы, межобластные экспрессы, рельсовые автобусы. Самым скоростным из них является "Сапсан", который развивает скорость 250 км/час, он курсирует по маршруту Москва-Санкт-Петербург и был запущен 26 декабря 2009 года.

Интервал движения электричек по самым популярным направлениям (Ярославское, Горьковское, Рязанское, Курское) в период наибольшей загрузки (часы пик) составляет менее 5 минут и движение осуществляется параллельно по трем-четырем путям, что и позволяет удерживать короткий интервал.

25% дальних пассажирских перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом России приходится на Московскую магистраль, кроме этого ею же осуществляется и 64% пригородных перевозок в стране.

Среди филиалов РЖД Московская дорога занимает седьмое место по общему объему перевози, грузов в контейнерах - третье место. При этом номенклатура перевозимых грузов составляет более 34 позиций, из них более доходными являются нефтеналивные перевозки, различные по объему контейнеры, автомобили, различная продукция промышленных предприятий. Особое место в этом списке занимает зерно, его перевозится в пределах 10% от всего собранного в стране урожая. Наибольший объем грузов перевозится в Орловско-Курском регионе, так как на его территории работают крупные предприятия металлургической и горнодобывающей промышленности Российской Федерации, обеспечивая бесперебойную их работу и отгрузку их готовой продукции.

МЖД тесно сотрудничает с НИИ железнодорожного транспорта, который на площадках данной дороги имеет свои площадки, на которых создает новые решения для данного вида транспорта, проводит научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. Они направлены на улучшение условий работы дороги и создание более комфортных условий для пассажиров.

В 2002 году здесь был запущен первый Аэроэкспресс. В настоящее время по такой линии быстро и без остановок можно добраться до аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково. Это позволяет разгрузить автомобильные дороги в этих направлениях, уменьшить время в пути и сделать более комфортными условия для пассажиров.

Для поддержания в постоянном рабочем состоянии всей инфраструктуры МЖД ее работники регулярно повышают свою квалификацию. Обучение направлено на совершенствование профессиональных навыков и умений. Кроме этого проводится и обучение вторым профессиям. Для этого обучение может быть организовано как на рабочем месте, так и с отрывом от производства, с привлечением сторонних обучающих организаций. Для каждой категории работников внутренними документами предусмотрен своя частота обучения, так специалисты, связанные с безопасностью движения поездов проходят обучение каждые 3 года. После прохождения обучения каждый работник проходит проверку полученных знаний, для того чтобы знать, что материал усвоен.

Структура МЖД

Крупнейшая железнодорожная магистраль - МЖД состоит из 8 регионов - Москва, Московская область, Рязань, Тула, Орел, Смоленск, Брянск и Калуга, а также 8 вокзалов Москвы.

Кроме этого в ее структуру входят:

Депо

  • В составе МЖД 15 моторвагонных депо, которые обслуживают моторвагонный подвижной состав, в том числе электропоезда. Из них 12 таких депо на Мосузле и 3 в регионах.
  • эксплуатационные локомотивные депо, их 15, входят в Московскую дирекцию тяги, являясь структурным подразделением этой диреции;
  • ремонтные локомотивные депо, их всего 11, в том числе 3 тепловозных депо. Они являются структурным подразделением Московской дирекции по ремонту тягового подвижного состава;
  • эксплуатационные вагонные депо, всего 9 таких депо, входят в состав Московской дирекции инфраструктуры, являясь ее структурными подразделениями;
  • вагонные ремонтные депо. Они в составе 13 подразделений входят в состав вагоноремонтных компаний, в том числе компанию-1, 2, 3, Дальневосточную ремонтную компанию, Новую вагоноремонтную компанию, ранее до 01 июля 2011 года входили в состав Московской дирекции по ремонту грузовых вагонов;
  • пассажирские вагонные депо, в том числе 7 депо и 3 участка, все они являются подразделениями Московского филиала ОАО "ФПК".

Функционалльные подразделения

Кроме основных обязанностей по перевозке грузов и пассажиров в обязанности МЖД входят и иные функции, которые обеспечивают оперативное решение возникающих проблем. Например, в 2012 году создан Технологический центр управления пригородным пассажирским комплексом, он обеспечивает гарантированное исполнение технологических процессов, обеспечение безопасности перевозок, предоставление пассажирам транспортных услуг надлежащего качества. Для обеспечения информационной безопасности функционирует региональный центр безопасности.

Для обеспечения соблюдения и при необходимости корректировки графика движения составом по дороге работает Диспетчесрский центр. Кроме этого для оперативного решения вопросов функционирования МЖД созданы и иные подразделения, а также библиотеки.

Вокзалы и станции МЖД

Авиационная Козловка Поныри
Авсюнино Коломенское Поточино
Азарово Колпны Почеп
Акулово Копытцево Починок
Александров Коренево
Александров II Коробец Пресня
Алпатьево Космос
Андроновка Костино Пурлово
Апрелевка Кошняки Пушкино
Арбузово Крапивинская Ракитная
Арсаки Красноармейск Раменское
Арсеньево Красное Рассудово
Аэропорт Красный Бор Ревякино
Аэропорт Шереметьево Красный Строитель Реутово
Балабаново Крекшино Ржаница
Балашиха Кресты
Барыбино Кривандино Рославль I
Барятинская Кубинка I Ростокино
Бекасово I Кубинка II Рублево
Бекасово-Сортировочное Кузмичевка Рудня
Белев Кунцево I Румянцево
Белокаменная Кунцево II Рыбное
Белорусский вокзал Купавна Рыльск
Белые Берега Куприно Рышково
Белые Столбы Курбакинская Рябцево
Белый Раст Куровская Ряжск I
Бельково Курск
Берендино Курский вокзал Рязановка
Берестянки Кусково Рязань I
Берники Кустаревка Рязань II
Бескудниково Кшень
Бирюлево-Товарная Латышская Сандарово
Благовещенское Лелеквинская Сасово
Богатищево Ленинградский вокзал Сафоново
Бойня Лесной Городок Саханская
Болшево Лесок Свень
Большая Волга Лефортово Сельцо
Бородино Липовская Селятино
Бронницы Листвянка Семлево
Брянск-Восточный Лихоборы
Брянск-Город Лобня
Брянск-Льговский Лопатино
Брянск-Орловский Лосиноостровская Серпухов
Бужаниново Лужки-Орловские
Быково Лукино Силикатная
Вагонное депо Луховицы Скуратово
Валутино Львовская
Васьково Льгов-Киевский
Веженка Люберцы I Снегири
Венев Люберцы II Снежетьская
Вербилки Люблино-Сортировочное Соколовская
Вербицкая Людиново I
Верховье Людиново II Солнечная
Виноградово Макеево-Московское Сотниково
Владимирский Тупик Максимово Софрино
Владыкино-Московское Малино
Внуково Малоярославец
Волоколамск Мальчики Стодолище
Волчейка Манаенки Столбовая
Воробьевы Горы Манихино I Стройка
Ворсино Манихино II Струнино
Воскресенск Марк Ступино
Вязьма Мармыжи Сухиничи
Вязьма-Брянская Михайловский Рудник
Гагарин Михнево Суходрев
Гжель Можайск
Говардово Монино Тарусская
Голицыно Москва II-Митьково Темкино
Голутвин Москва-Каланчевская Теплое
Горбачево Москва-Сортировочная-Киевская Теренино
Горенская Москва-Товарная-Курская
Гривно Москва-Товарная-Павелецкая
Грудинино Москва-Товарная-Рязанская Туманово
Давыдово Москва-Товарная-Смоленская Тупик
Дедовск Москва-Южный Порт Тучково
Демщина Московский вокзал Тушино
Дерюгино Муратовка Тычинино
Детково Мценск Уваровка
Дивово Мылинка Угрешская
Дмитров Мытищи
Добромино Мытищи-Северные Узловая I
Домодедово Мятлевская Узуново
Дорохово Навля Унеча
Дрезна Нара Урванка
Дубна Наугольный Усад
Дубровинка Нахабино
Дубровка Нежода Усово
Дулево Непецино Фаустово
Дурово Нерская Фаянсовая
Духовская Николаевка Ферзиково
Дягилево Новозыбков Фили
Дятьково Новоиерусалимская Фруктовая
Егорьевск I Новопролетарская Фрязево
Ежевица Новосмоленская Фрязино
Ельня Ногинск Ханино
Ерденево Ноздрачево Холщевики
Ефремов Обнинское Хомяково
Жегловка Овражки Хотынец
Железнодорожная Одинцово Хотьково
Желтиково Одринская Храпуново
Жилево Ожерелье Царицыно
Жудилово Озеры
Жуковка Орджоникидзеград Черепеть
Залегощь Орел Черкизово
Занозная Орехово-Зуево Чертаново
Зарайск Орловская Черусти
Звенигород Остер Чехов
Зеленый Бор Отрада Чисмена
Ивантеевка Отрешково Чкаловская
Ивантеевка-Грузовая Отрожка
Иванцево Охочевка Шатура
Износки Очаково I Шаховская
Икша Павелец-Тульский Шемякино
Ильинский Погост Павелецкий вокзал Шилово
Институт пути Павлиново Шиферная
Казанский вокзал Павловский Посад Шульгино
Калошино Павшино Щелково
Калуга I Пажень Щербинка
Калуга II Панская Щигры
Каналстрой Пересна Щурово
Канатчиково Перово
Карабаново Пески
Карасево Петелино Электроугли
Карачарово Плеханово
Карачев Поварово II Яганово
Касимов Поварово III Яничкино
Катуар Подлипки Яновский
Кашира-Пассажирская Подлипки-Дачные
Киевский вокзал Подмосковная Ярцево
Киржач Подольск
Клинцы Пожитково Ясногорск
Клоково Покров Яхрома
Кожухово Полпинская -
Козельск Полужье -

Другие предприятия

Квалифицированные кадры для всех подразделений дороги готовит Московский колледж транспорта Российского университета транспорта.

Для сохранения памяти и воспитания подрастающего поколения в январе 2012 года открыт музей Московской железной дороги, а также музей Малого кольца Московской железной дороги. Для детей гостей и жителей Москвы работает малая Московская детская железная дорога. Здоровье работники дороги поправляют в пансионате "Березовая роща", который был построен еще в 1978 году, работает и в настоящее время.

Линии

В современном мире большое внимание уделяется природоохранным вопросам, поэтому электрификация МЖД это не только поможет природе, но и увеличит пропускную способность дороги. Однако не все линии электрифицированы, около 40% линий обслуживают тепловозами, поэтому планы по переводу этих участков на электрическую тягу разрабатываются.

Подвижной состав

МЖД в своей работе использует в качестве подвижного состава электровозы, тепловозы и рельсовые автобусы.

Рельсовый автобус работает на дизельном топливе и в своем составе имеет всего несколько вагонов, от 1 до 4, в крайнем случае их может быть 6. Используется он для пригородных перевозок между небольшими городами. Выпускается с 2003 года мытищинским заводом "Метровагонмаш".

Границы

Московская железная дорога граничит не только с филиалами РЖД, но и зарубежными государствами. Так у нее имеются стыковые пункты с Украиной, Белоруссией и Абхазией.

История

26 января 1857 года был издан Указ об учреждении общества российских железных дорог и было начало строительство первой дороги протяженностью 4000 верст. Она проходила через 26 губерний и соединяла 3 столицы, главные судоходные реки и 2 морских порта на Черном и Балтийском морях для обеспечения круглогодичного провоза грузов, в том числе продовольствия.

В 1861 году отправился первый состав из Москвы до Петушков, а уже в 1880 году протяженность железной дороги превысила 2000 километров.

Более быстрое строительство дороги началось в 1898 году и к 1912 году закончилось формирование Московского железнодорожного узла, в который входила и окружная дорога, включающая 11 радиальных линий.

В начале работы РЖД ставка делалась на грузовые перевозки, но уже в 1865 году выручка от грузовой и пассажирской перевозки сравнялись.

В период гражданской войны многие железнодорожные пути были разрушены, но уже в 20-х годах они были восстановлены и началось новое строительство.

В период с 1941-1945 года МЖД показала себя с лучшей стороны, сумев очень быстро, уже 24 июня 1941 года перестроится на военный график работы. За годы войны на восток было эвакуировано 2.5 тысячи промышленных предприятий и 18 миллионов человек. спасены сотни предметов искусства. Сформированные санитарные поезда в день перевозили до 500 раненых. Для военных действий использовались бронепоезда, которые были оборудованы пушками, пулеметами, а некоторые и "Катюшами".

Сразу после окончания войны началась электрификация линии Московского железнодорожного узла. К 1952 году электрифицированы пригородные линии по которым курсировали электрички. А к 1960 году множество линий дороги были электрифицированы, подвижной состав к 1980 году был значительно обновлен. Таким образом уже к концу 1980 года дорога заняла первое место среди остальных железных дорог и ежегодно перевозит треть пассажиров, перевозимых всем железнодорожным транспортом России.

После распада СССР границы МЖД были приведены в соответствие с границами самостоятельных государств.

В 2003 году МЖД потеряла статус самостоятельного юридического лица, так так была преобразована в филиал РЖД. Но на этом развитие дороги не остановлено, продолжается строительство новых путей, их электрификация, реконструируется Большое кольцо Московской железной дороги, строятся новые остановочные пункты, ведется строительство двух детских железных дорог, а также строятся терминалы для складирования и хранения грузов. Проводятся работы по улучшению комфортности пассажиров, устанавливаются навесы по всей длине платформ, устанавливается дополнительное освещение, устанавливаются электронные табло и стойки электронной связи. При этом создаются условия и для маломобильных пассажиров, в том числе колясочников.

В планах дороги построить дополнительные километры пути, закупить новый современный подвижной состав и за счет проведения этих мероприятий сократить интервал пригородных электричек с 8 до 3 - 4 минут, ориентируясь на интервал движения электричек метро. Довести объем пригородных и внутригородских перевозок до 3 миллионов пассажиров ежедневно, что составит более одного миллиарда перевезенных человек в год.

Перспективы

Для того чтобы сохранить свою ведущее положение на рынке железнодорожных перевозок необходимо постоянно совершенствоваться. Для этого разрабатываются перспективные планы, так МЖД тоже не планирует останавливаться на достигнутом.

В перспективе дорога планирует как прокладку новых, так и модернизацию действующих дорог с постройкой вторых, а в некоторых случаях и третьих путей, оснащая их автоблокировкой и электрификацией участков.

Запланировано до 2030 года проводить работы по прокладке обходных путей Московского железнодорожного узла. Будут реконструироваться участи дороги у которых превышен срок эксплуатации.

При проведении в полном объеме запланированных работ будет обеспечена безопасность пассажиров и увеличена пропускная способность как реконструированных участков, так и МЖД в целом.

Для выполнения поставленных задач используется стратегия "Строит выгодополучатель". В данном случае подрядчиком будет выступать какая-либо частная компания или государство, а субъект, который от дальнейшей эксплуатации запущенного участка железной дороги или ее подразделения будет получать конкретный доход (часть прибыли). Таким субъектом может выступать как само акционерное общество (ОАО "РЖД"), государство, регион, юридическое или физическое лицо.

При этом, перспективой развития МЖД предусматривается поэтапная реконструкция работающих линий, учитывая их социальную значимость для территорий на которых они работают, и увеличение грузооборота. Первенство в этом случае будет отдаваться современным технологичным железнодорожным линиям, которые смогут обеспечить возрастающие потребности народного хозяйства в перевозках с учетом экономического развития как региона, так и всей страны.

Перспективы развития МЖД прежде всего предусматривает увеличение скорости перевозок и строительство высокоскоростных магистралей по которым подвижной состав сможет передвигаться со скоростью от 200 до 350 км/час. Огромная длина дороги требует преодоления расстояний за минимально возможное время. Для этого ОАО РЖД разработало новые Стратегию развития холдинга, где уделено большое внимание вопросам проектирования. строительства и эксплуатации современных жд путей.

Запуск высокоскоростных магистралей возможно только при:

  • повышении скорости пассажирских поездов дальнего следования, которые смогут конкурировать с другими видами транспорта такими как авиация и автотранспорт. Это возможно только при увеличении пропускной способности жд узлов и линий, а также при эксплуатации нового поколения подвижного состава;
  • в первую очередь необходимо реконструировать действующие линии, проложенные между крупными региональными центрами большой протяженности, например в направлении Центр-Юг (по маршруту Москва-Адлер);
  • необходимо прокладывать свои высокоскоростные магистрали между Москвой и Казанью. Планируется осуществить строительство в течение 5 лет после завершения проектирования, на которое отводится два года.

Для постройки таких магистралей необходимы инвестиции в размере более 1000 миллиардов рублей, а также новая правовая база, разработанная с учетом новых реалий.

Все это задаст ориентиры на будущее и позволит осуществить намеченные планы.

Другие статьи