Какие типы грузовых вагонов бывают?

Типы грузовых вагонов

По железным дорогам передвигаются составы, перевозящие различные грузы. Они могут иметь различные свойства: жидкие, сыпучие… видов довольно много. А это значит, что для их транспортировки нужны и различные грузовые вагоны.

Крытый вагон

В таком вагоне можно перевозить грузы, которые не должны попадать под воздействие влаги. Это и сахар, и зерно, и ткани. Возят в таких вагонах предметы, изготавливаемые легкой и пищевой промышленностями.

Вагон имеет сплошные высокие стены. Крыша его надежно защищает перевозимый груз от дождя и снега. Для обеспечения погрузки-разгрузки имеются две большие раздвижные двери. Они находятся на противоположных сторонах вагона. Это дает возможность останавливать вагон любой стороной к платформе.

Вагон-платформа

В такой вагон грузят каменный уголь, руду, лес, строительные материалы, машины, трубы, а также ряд других грузов, которым не страшны ни снег, ни дождь.

Платформы представляют собой прочные площадки с невысокими откидными бортами. Они имеют специальные устройства, позволяющие закреплять груз.

Вагон-полуплатформа

Такие вагоны похожи на крытые. Но они не имеют крыши, а стены их ниже. Двери размещаются не по бокам, а в торцах. Вагоны приспособлены для перевозки сыпучих грузов. При этом, за счет высоких, по сравнению с платформами, стен, в вагоне размещается больше груза. Отсутствие крыши обеспечивает удобства при осуществлении погрузки и разгрузки.

Для облегчения разгрузки сыпучих грузов полы полувагонов имеют люки. При их открытии груз просто высыпается. Однако случается, что лики закрываются не плотно. Из-за этого в образовавшиеся щели груз в пути просыпается. В результате часть груза теряется, а к тому же происходит загрязнение балластного слоя дороги.

Восьмиосный полувагон

Еще один вариант полувагонов не имеет в днище люков. Оно сплошное. Выгрузка осуществляется за счет опрокидывания днища, что обеспечивается специальными машинами вагоно-опрокидывателями. Правда и в таких вагонах при движении часть груза теряется. По подсчетам встречным ветром из вагонов каждый год выдувается около десяти миллионов тонн угля. Предотвратить это помогает специальная жидкость. Ею обливается груз. Жидкость быстро высыхает, образуя корку, предотвращающую выдувание.

Вагоны со сплошным днищем могут перевозить больший вес. Это достигается за счет того, что они имеют не четыре оси, а восемь. За счет этого снижается нагрузка на рельсы.

Полувагоны, платформы и крытые вагоны считаются универсальными. В них можно загружать самые различные грузы. При этом наибольшая степень универсальности у полувагона. Основная часть перевозок осуществляется с их использованием.

Цистерна

Для перевозки жидких грузов предназначены вагоны-цистерны. Они представляют собой емкости, имеющие форму цилиндра, установленные на раму вагона в горизонтальном положении. Загрузка и выгрузка жидкости осуществляется через специальные отверстия, имеющие запорные устройства.

Вагоны-рефрижираторы

Ряд продуктов нельзя хранить при обычной температуре, так как они относятся к скоропортящимся. Для их транспортировки по железной дороге предназначены вагоны-рефрижераторы. Из таких вагонов формируются целые составы. В составе 23 вагона, при этом груз везут 20 вагонов, а один является электростанцией, еще один представляет собой машинное отделение и третий является служебным. В секции могут находиться не только 20 вагонов, но и 5, и 12. Существуют и вагоны, имеющие отдельную холодильную установку. Они предназначены для перевозки небольших партий скоропортящихся грузов.

Изотермическая секция

Молоко по железной дороге возят в специальных цистернах. Эти емкости имеют двойные стенки. Пустота между ними заполнена материалом, обеспечивающим теплоизоляцию. В результате летом молоко не нагревается, зимой не замерзает.

Вагоны для перевозки легковых автомобилей

Такие вагоны имеют оригинальную конструкцию. Она позволяет в одном вагоне перевозить сразу до 17 легковых автомобилей. Если везти их на простой железнодорожной платформе, то более 3 машин загрузить нельзя.

Другие специальные вагоны

Кроме описанных существуют вагоны, которыми можно перевозить особые грузы. Так, внутри некоторых имеются емкости, представляющие собой настоящие большие аквариумы. В них на дальние расстояния перевозят морскую и пресноводную рыбу. Доставляются по железной  дороге и большие конструкции, имеющие вес, измеряемый сотнями тонн. В таких случаях используются специальные вагоны.

Существуют специализированные вагоны, которыми можно перевозить только определенные грузы: зерно, мука, минеральные удобрения, кокс, жидкий металл, битум, агломерат. Существуют вагоны, приспособленные для перевозки скота.

Основные параметры грузовых вагонов

Параметры грузовых вагонов позволяют определить, для чего и как можно их использовать. Так, грузоподъемность характеризует массу груза, которую можно разместить в вагоне. Существующие в настоящее время товарные вагоны, имеющие четыре оси, могут выдерживать нагрузку в 68 – 71 тонну. Имеющие восемь осей выдерживают 120 – 132 тонны. Специализированные вагоны имеют другие характеристики. Так, перевозящий легковые автомобили, везет только 20 тонн, а сочлененный 320-ух осных транспортер – до 500 тонн.

Важны характеристики, дающие информацию о размерах. Всегда имеется информация о длине вагона, его ширине, высоте, размерах базы. При этом длину измеряют в условных единицах. Такое является традицией, пришедшей из девятнадцатого века. Тогда, в 1869 году, между всеми российскими дорогами (государственными и частными) ввели сообщение, обеспечивающее движение без перегрузки. Разные вагоны не позволяли это делать. Поэтому были приняты меры по унификации всех узлов составов. Министерством путей сообщения издало распоряжение о строительстве однотипных вагонов. Эталоном стал двухосный вагон, построенный Ковровскими мастерскими в 1872 году.

Конструкция оказалась настолько удачной, что такой тип вагонов эксплуатировался почти 100 лет. Изменилась лишь грузоподъемность. Вначале она составляла 10 тонн, затем 12,5, позже ее довели до 16, а потом и до 18 тонн. Этот вагон стал базой для полувагонов, цистерн, платформ.

Все характеристики вагонов должны соответствовать принятым нормам. Это позволяет осуществлять безопасное движение составов, как с загруженными вагонами, так и с порожними.

Другие статьи